Карта развития ребёнка

Что можно ребенку в 3 года, какие качества и навыки формируются, онлайн для детей 3 лет, игры и занятия в 3 года. Смените возраст и прочитайте о развитии ребенка в другие периоды.

Как ведёт себя малыш

Внутренний мир полон противоречий. Жажда независимости, своеволие и потребность в обществе

Возрастные кризисы — это поворотные моменты и качественные скачки в развитии личности. Перемены часто даются нелегко, но одновременно с агрессией, упрямством и бунтарством проявляются и гордость за достижения, лидерство и чувство счастья.

К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. При этом коммуникации пока имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью.

В этот год жизни у ребенка формируются такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, помогать другим, соблюдать очередность, выполнять правила игры. Поведение ребенка строится на жажде независимости и подпитывается стремлениями к одобрению взрослого и собственным успехам.

Занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — бормочут, шепчут, напевают. Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения.

Как вести себя родителю

Знакомим с правилами и нормами, учим выражать и принимать чувства

Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку. Дети в этот период протестуют против опеки, но остаются очень чувствительными и ранимыми. Не сравнивайте поведение своего ребенка с другими. Подберите комфортные вам обоим ритуалы и проявления привязанности и задаривайте ими малыша при любой возможности.

3 года возраст почемучки, и ребенок задается непростыми вопросами. Основные задачи родителей: поддерживать в осознании собственного Я, помогать в проживании новых эмоций и удовлетворять потребности в общении и сотрудничестве. У малыша еще нет собственных понятий «хорошо-плохо»: хорошо так, как ведут себя родители.

Как раз сейчас кроха все впитывает, как губка. Полезно рассказывать о своих чувствах и окружающих, о радостях и огорчениях, о социальных и гендерных ролях. Это самый подходящий возраст для тренировки эмпатии и навыка терпения. Обиды, конфликты и агрессию важно не «проглатывать», а учить малыша их безопасно выражать и проживать.

Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след и влияют на бессознательное поведение во взрослой жизни. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм.

Как развивается мозг

Новый этап развития. Картина мира становится детальнее и целостнее одновременно

Восприятие меняется, и дети замечают яркие признаки и отличия предметов. Внимание тоже развивается: хоть ребенок легко отвлекается и бросает начатое, ему требуется неоднократно многое повторять, но подмечает он все больше.

Мышление функционирует в предметной деятельности. Ребенок пытается анализировать, мозг ищет взаимозависимости. Трёхлеткам ясна лишь конечная цель, они не видят условий решения этой задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно-пробовательный характер.

Память в 3 года характеризуется образностью. Ребенок не умеет специально запоминать. Хорошо откладывает все, непосредственно связанное с его деятельностью, интересное и эмоционально окрашенное. Здесь же зарождается воображение — вокруг тех предметов и ситуаций, которые сильно взволновали и увлеки малыша.

Речь имеет ситуативный и диалогический характер, становится более сложной и развернутой. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать и строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Интересные факты, истории

Трехлетки ежедневно произносят порядка 12 000 слов и задают около 900 вопросов.

К 3 годам количество синапсисов в мозге ребенка составляет уже 80% от показателя взрослого человека.

Дети различают информацию на обращенную лично к ним и ненаправленную. Поэтому «развивающее» видео само по себе практически не влияет на обучение и способности.

Нейроны головного мозга трехлетки в два раза активнее, чем нейроны в голове взрослого человека.