Карта развития ребёнка

Поведение и занятия детей 4-5 лет, как развиваем ребенка 4-5 лет, как понимать и играть с детьми 4-5 лет. Смените возраст и прочитайте о развитии ребенка в другие периоды.

Как ведёт себя малыш

Уверенность в себе, мечты и экспериментирование, любовь, сверстники и дружба

Ребенок 4–5 лет уже осознает свои чувства к значимым взрослым. Он любит осознанно, страстно, всем сердцем, он знает, что эти люди дороги и нужны ему больше всех на свете. Это чувство рождается у него внутри, это не подражание и не отражение, это свое. На родителей начинают обрушиваться горы подарков.

Ребенком снова движет любопытство и тяга к экспериментам, но к этому примешиваются еще сомнения и стремление к признанию. Не усердствуйте с запретами и правилами, не давите. Ребенок учится управлять своими эмоциями и начинает мечтать!

Любимое времяпрепровождение и ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ребенок играет в игрушки и неигрушки, играет со словами и образами. Занятия усложняются, в популярных магазинах, больницах, войнушках и любимых сказках становится больше правил.
Дети открывают для себя сверстников. В совместных играх ребенок впервые в своей жизни учится строить отношения не иерархические, как с родителями, а горизонтальные — отношения сотрудничества, кооперации и конкуренции. Опыт реальных игр и фантазийных миров, а также поддержка родителей способствуют уверенности в себе.

Формирование личного отношения к соблюдению моральных норм выходит на первый план. В этом возрасте ребенок слушает мнение других людей и строит собственные оценки, например «хороший всегда поступает правильно, а плохой – плохо». Детям важно не быть носителем плохих качеств. В этот период зарождается совесть, формируется чувство долга, понятие ответственности.

Как вести себя родителю

Расширяем кругозор, тренируем логику, уважаем и поддерживаем инициативу

Снова больше разговаривайте с ребенком, сейчас закладывается логика и основные представления о мире. Рассказывайте об устройстве вселенной и своих переживаниях, разбирайте особенности и детали сложных этических ситуаций, которые встречаете, обсуждайте нравственные нормы.

Учитесь вместе договариваться, слушать друг друга, принимать ограничения и использовать возможности. Отвечайте на любые вопросы и интересуйтесь его мнением. Детям важно чувствовать, что с ними считаются и в их жизни есть цели.

Когда родители поощряют и поддерживают проявления детской воли, признают права ребенка на любознательность и фантазию, он активно строит планы и ориентируется на цель. Если высмеивать фантазии, тормозить самостоятельность, чрезмерно наказывать, детей сковывает чувство вины.

Ребенок полностью открыт, чувствителен и доверчив. Именно поэтому он максимально уязвим. Его легко обидеть, ему можно причинить сильную душевную боль, травмировать. Очень многие детские неврозы стартуют в этом возрасте: заикания, тики, фобии. Обидное действие (оскорбление, грубое обращение, шлепок), которое раньше пугало, но быстро забывалось, теперь проникает глубоко в душу.

4–5 лет период расцвета страхов. Создавайте ощущение защищенности, контролируйте чересчур безудержную фантазию, увлекая ребенка занимательными играми и познавательными беседами. Не стоит рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.

Как развивается мозг

Активно развивается воображение и мышление, новый мир отношений

Мышление в этот период отличается качественным своеобразием. Ребенок — реалист, и для него действительно все вокруг, и ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, и все окружающие объекты на его взгляд способны думать и чувствовать, как и он сам.

Мир материальный к 4 годам почти полностью освоен, пространство покорено, предметы подчинены. Настало время осваивать мир психический, мир отношений и чувств, понятий и образов, ролей и сюжетов. Самое интересное и важное для ребенка в этом возрасте — люди и отношения. Дети в этом возрасте — как антенны, чутко ловящие состояния, реакции, правила взаимодействия.

Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. К 5 годам осваивает приём сравнения, обобщение признаков и выделение главных, грамотная классификация. Активно развивается воображение, ребенок постоянно сочиняет. Однако безудержность детской фантазии в 4–5 лет может порождать и разнообразные страхи и кошмары.

Происходит обогащение речи, множатся сложносочиненные и подчинённые предложения, развиваются коммуникативная и планирующая функции. Ребенок может пересказать, сочинить по картинкам, обосновать ответы.

Интересные факты, истории

Ребенок учится постоянно и все время нуждается в новом опыте. Самый эффективный источник — контакт с окружающей средой. Больше путешествуйте и посещайте новые места!

60% расходуемой энергии в теле ребенка, приходится на головной мозг ребенка.

Музыка помогает обучению. Пение, прослушивание музыки и игра на музыкальных инструментах улучшает пространственную ориентацию и математическое мышление.