Ребенок не делится своими игрушками. Что делать?
Детская площадка иногда похожа на поле боя. Конфликтные ситуации между детьми могут возникнуть по разным причинам, в том числе из-за игрушек. Кто-то не хочет делиться с тем, с чем пришел, а кто-то настойчиво хочет взять чужое. В такие моменты у родителей просыпаются смешанные чувства. Как правильно себя вести? Что делать, если ребенок не хочет делиться или у него силой отбирают его игрушки? Вырастет ли малыш жадиной, если он никому не будет давать поиграть своими игрушками?
Откуда берется жадность
Нешуточные баталии по поводу игрушек могут возникнуть не только в песочнице, но и дома, если у вас несколько детей с небольшой разницей в возрасте. Чтобы понять, как стоит себя вести в этой ситуации, заставить малыша поделиться или дать ему возможность разобраться самому, необходимо немного углубиться в детскую психологию.
Примерно в 2-3 года у ребенка формируется понимание личного пространства. То, что входит в эту зону, малыш считает своим, начинает преобладать чувство собственности. Это может коснуться не только вещей, но и близких людей («это моя мама»). Поэтому на любое вмешательство в это пространство малыш реагирует болезненно и поэтому жадничать в таком возрасте вполне нормально.
Родителям важно понимать, что в этот период формируются основные ценности в отношении с окружающим миром и людьми.
- Проявление своего Я, а также поиск и осознание своего места в мире через обладание предметами.
- Развитие навыков социального взаимодействия, осознание того, что у него есть право выбора и возможность принимать решение.
- Умение сказать «нет» и проживание эмоций, когда получаешь отказ.
Перед родителями стоит важная задача - позволить своему ребенку пройти этот путь, освоить эти навыки. Если он не может это сделать самостоятельно, то дать ему подсказку.
Однако на практике получается иначе. Часто на детской площадке можно услышать от мам «Ну что ты жадничаешь! С тобой же потом никто играть не будет!». Подобные слова и действия могут отрицательно сказаться на становлении личности ребенка. Во взрослом возрасте ему будет сложно проявлять себя, выстраивать долгосрочные отношения не во вред себе, отказывать и принимать отказ от других, осознавать, что он имеет право на большее. То, что происходит во дворе, это лишь репетиция взрослой жизни, поэтому, если некоторые ситуации, которые кажутся нам безобидными, на самом деле могут серьезно повлиять на поведение ребенка.
Ссылка на видео: https://youtu.be/JVVve-Fx9_o
Как правильно себя вести
- Ни в коем случае не ругать малыша, не стыдить и не манипулировать. В большинстве случаев родители испытывают чувство вины, когда видят, что их ребенок не хочет делиться игрушкой. Но это их чувство, а не ребенка! Малыш вправе думать и чувствовать по-другому. Для детского организма подобные ситуации и так вызывают стресс, поэтому не нужно подливать масла в огонь словами «Воспитанные дети так себя не ведут!», «Ты же большой, дай поиграть маленькому». Адекватная реакция взрослого позволит малышу легче пережить эту ситуацию и станет ценным опытом, дающим опоры во взрослой жизни.
- Признать самим и дать малышу понять, что не делиться - это нормально. Для ребенка игрушки - такие же ценные вещи, как для взрослых телефон или кошелек. И у него есть право их никому не давать. В тот момент, когда другой ребенок попросил у вашего дать ему игрушку, вы можете обратиться к своему и сказать: «Это твоя игрушка, и ты сам можешь решить, давать ее или нет». Также можно дать разные варианты решения вопроса, чтобы ребенок самостоятельно сделал выбор: «Давай ты дашь ему свою игрушку, а он даст свою на время». Но ни в коем случае не настаивать и не уговаривать.
- Имейте под рукой «обменный фонд». Если вам надоедают бои в песочнице, вы можете брать на прогулку несколько игрушек для обмена, к примеру, второй мяч или мыльные пузыри, либо крекеры или пшено, чтобы кормить птиц и т.д.
- Не берите с собой на прогулку любимую игрушку. Постарайтесь объяснить малышу, что его любимая игрушка - это его сокровище, которое нужно хранить дома. Расскажите, что у вас тоже есть любимая вещь, к примеру ваза, но вы же ее не таскаете везде. Для большего эффекта можно придумать домашнюю сокровищницу и оставлять там любимые вещи, пока вы будете на прогулке.
- Если другой ребенок не хочет делиться с вашим, действуем так же. Сначала можно предложить другому малышу взамен другую игрушку или вместе поиграть. Если он отказывается, то не настаивать и не уговаривать, даже если вы видите, что ваш ребенок расстроился. В этот момент побудьте рядом со своим чадом, поддержите его, помогите ему прожить отказ, обнимите его и скажите: «Я понимаю, как тебе грустно сейчас. Я вижу, как тебе понравилась машинка, но мальчик не захотел тебе ее давать. Мне очень жаль».
- Показывайте на своем примере с партнером или с ребенком, что иногда можно делиться, а иногда нет. Пусть малыш видит разные варианты развития событий.
Все правила важно применять и дома, если у вас несколько детей и у них возникают разногласия по поводу игрушек и вещей.
Помните, что со временем нежелание делиться у ребенка проходит. Обычно это происходит ближе к 7 годам, когда просыпается отзывчивость, понимание и склонность к социальному взаимодействию.
Детская площадка иногда похожа на поле боя. Конфликтные ситуации между детьми могут возникнуть по разным причинам, в том числе из-за игрушек. Кто-то не хочет делиться с тем, с чем пришел, а кто-то настойчиво хочет взять чужое. В такие моменты у родителей просыпаются смешанные чувства. Как правильно себя вести? Что делать, если ребенок не хочет делиться или у него силой отбирают его игрушки? Вырастет ли малыш жадиной, если он никому не будет давать поиграть своими игрушками?
Откуда берется жадность
Нешуточные баталии по поводу игрушек могут возникнуть не только в песочнице, но и дома, если у вас несколько детей с небольшой разницей в возрасте. Чтобы понять, как стоит себя вести в этой ситуации, заставить малыша поделиться или дать ему возможность разобраться самому, необходимо немного углубиться в детскую психологию.
Примерно в 2-3 года у ребенка формируется понимание личного пространства. То, что входит в эту зону, малыш считает своим, начинает преобладать чувство собственности. Это может коснуться не только вещей, но и близких людей («это моя мама»). Поэтому на любое вмешательство в это пространство малыш реагирует болезненно и поэтому жадничать в таком возрасте вполне нормально.
Родителям важно понимать, что в этот период формируются основные ценности в отношении с окружающим миром и людьми.
- Проявление своего Я, а также поиск и осознание своего места в мире через обладание предметами.
- Развитие навыков социального взаимодействия, осознание того, что у него есть право выбора и возможность принимать решение.
- Умение сказать «нет» и проживание эмоций, когда получаешь отказ.
Перед родителями стоит важная задача - позволить своему ребенку пройти этот путь, освоить эти навыки. Если он не может это сделать самостоятельно, то дать ему подсказку.
Однако на практике получается иначе. Часто на детской площадке можно услышать от мам «Ну что ты жадничаешь! С тобой же потом никто играть не будет!». Подобные слова и действия могут отрицательно сказаться на становлении личности ребенка. Во взрослом возрасте ему будет сложно проявлять себя, выстраивать долгосрочные отношения не во вред себе, отказывать и принимать отказ от других, осознавать, что он имеет право на большее. То, что происходит во дворе, это лишь репетиция взрослой жизни, поэтому, если некоторые ситуации, которые кажутся нам безобидными, на самом деле могут серьезно повлиять на поведение ребенка.
Ссылка на видео: https://youtu.be/JVVve-Fx9_o
Как правильно себя вести
- Ни в коем случае не ругать малыша, не стыдить и не манипулировать. В большинстве случаев родители испытывают чувство вины, когда видят, что их ребенок не хочет делиться игрушкой. Но это их чувство, а не ребенка! Малыш вправе думать и чувствовать по-другому. Для детского организма подобные ситуации и так вызывают стресс, поэтому не нужно подливать масла в огонь словами «Воспитанные дети так себя не ведут!», «Ты же большой, дай поиграть маленькому». Адекватная реакция взрослого позволит малышу легче пережить эту ситуацию и станет ценным опытом, дающим опоры во взрослой жизни.
- Признать самим и дать малышу понять, что не делиться - это нормально. Для ребенка игрушки - такие же ценные вещи, как для взрослых телефон или кошелек. И у него есть право их никому не давать. В тот момент, когда другой ребенок попросил у вашего дать ему игрушку, вы можете обратиться к своему и сказать: «Это твоя игрушка, и ты сам можешь решить, давать ее или нет». Также можно дать разные варианты решения вопроса, чтобы ребенок самостоятельно сделал выбор: «Давай ты дашь ему свою игрушку, а он даст свою на время». Но ни в коем случае не настаивать и не уговаривать.
- Имейте под рукой «обменный фонд». Если вам надоедают бои в песочнице, вы можете брать на прогулку несколько игрушек для обмена, к примеру, второй мяч или мыльные пузыри, либо крекеры или пшено, чтобы кормить птиц и т.д.
- Не берите с собой на прогулку любимую игрушку. Постарайтесь объяснить малышу, что его любимая игрушка - это его сокровище, которое нужно хранить дома. Расскажите, что у вас тоже есть любимая вещь, к примеру ваза, но вы же ее не таскаете везде. Для большего эффекта можно придумать домашнюю сокровищницу и оставлять там любимые вещи, пока вы будете на прогулке.
- Если другой ребенок не хочет делиться с вашим, действуем так же. Сначала можно предложить другому малышу взамен другую игрушку или вместе поиграть. Если он отказывается, то не настаивать и не уговаривать, даже если вы видите, что ваш ребенок расстроился. В этот момент побудьте рядом со своим чадом, поддержите его, помогите ему прожить отказ, обнимите его и скажите: «Я понимаю, как тебе грустно сейчас. Я вижу, как тебе понравилась машинка, но мальчик не захотел тебе ее давать. Мне очень жаль».
- Показывайте на своем примере с партнером или с ребенком, что иногда можно делиться, а иногда нет. Пусть малыш видит разные варианты развития событий.
Все правила важно применять и дома, если у вас несколько детей и у них возникают разногласия по поводу игрушек и вещей.
Помните, что со временем нежелание делиться у ребенка проходит. Обычно это происходит ближе к 7 годам, когда просыпается отзывчивость, понимание и склонность к социальному взаимодействию.