Для чего ребенку нужна игра
Игра для ребенка - это удивительный процесс, другая реальность, где нет никаких ограничений. Где стираются временные рамки, где можно быть кем угодно: супергероем, парикмахером или Мисс Вселенной. Игра занимает важное место не только в жизни человека, но и животных. В игровой форме мама учит своих детенышей охотиться, чтобы в будущем они смогли приспособиться к различным условиям окружающей среды и выжить. Кошки, собаки даже во взрослом возрасте не перестают играть и с удовольствием включаются в игровой процесс. Игра окружает нас повсюду. Для чего она нужна? Почему ребенку так важно играть? Когда взрослые должны вмешиваться в игру, а когда нет?
Для чего нужна игра
Для взрослых игры могут показаться скучными, однообразными, а иногда даже бесполезными. А зря. Игра несет в себе очень много смыслов. Играя, ребенок учиться жить, взаимодействовать, выбирать, принимать решения, выражать эмоции, брать ответственность, справляться с опасностями, обретать социальные навыки, расширять кругозор и пределы возможностей. Это некая тренировка перед взрослой жизнью. И то, как он ее прошел, зависит его будущее. Игра - это не пустая трата времени. Это особая реальность, которую малыш создает самостоятельно в пределах своих мечтаний. Порой она похожа на сказку, но именно таким образом ребенок познает мир.
С чего все начинается
Первые элементы игры начинаются с младенческого возраста. Сначала ребенок пытается повторить улыбку взрослого, хотя для него это нелегкая задача. Затем первое «агу», которое малыш повторяет за взрослым. Способы общения постепенно усложняются, появляется игра в «ладушки», «сорока-белобока». К 6-8 месяцам, когда ребенок начинает осознавать собственное существование, становится особенно интересна игра в «ку-ку». Через эту игру малыш познает окружающий мир, учится воспринимать отсутствие мамы, преодолевает страх расставания с ней. Он понимает, что если мама на какое-то время «исчезла», то она обязательно «вернется».
Для чего нужна любимая игрушка
У многих детей есть игрушка, с которой они не хотят расставаться. Обычно «близкий друг» появляется на втором году жизни. Ребенок проводит с ним большую часть времени, и это нормально. С помощью любимой игрушки малыш компенсирует разлуку с мамой и постепенно научается самостоятельности. Он может в любой момент обнять своего любимца, потрогать, почувствовать его тепло. Очень часто игрушка участвует в ритуалах ко сну, к примеру, ребенок может уложить игрушку спать или послушать вместе с ней сказку. Кроме того, игрушка помогает легче перенести травмирующие события в семье: развод родителей, переезд, появление нового члена семьи и т.д.
Предметные игры
Примерно до 3 лет ребенок играет в предметные игры: сначала это кубики, крупные пазлы, пирамидки. Чуть позже - игрушечные предметы домашнего обихода или определенной профессии: детские кухонные принадлежности, набор доктора или парикмахера. Взаимодействуя с этими предметами, малыш не только изучает их свойства (цвет, форма, твердость-мягкость), но и определяет смысл действия (пирамидку нужно собирать, машинку - катать, молоточком - бить и т.д). В игре с предметами ребенок может повторять какие-либо действия, которые он увидел, наблюдая за взрослыми, может наряжаться, готовить, убирать, как мама, или говорить по телефону, как папа. Малыш как бы копирует настоящую жизнь, учится приспосабливаться к различным ситуациям, примеряет на себя различные роли в семье и в жизни. Взрослые должны поддерживать старания ребенка. На начальном этапе, как только он взял в руки кубики или пирамидку, родители могут озвучивать его действия или предметы, хвалить малыша. Это способствует развитию речи и пополнению детского словарного запаса.
Сюжетно-ролевые игры
Когда словарный запас пополнился, появляются сюжетно-ролевые игры. Ребенок моделирует различные ситуации и роли, при этом может играть самостоятельно, выбрав несколько игрушек для разыгрывания сюжета. Однако ему по-прежнему интересна включенность взрослых или других детей, поэтому иногда малыш может просить родителей побыть в той или иной роли. Такие игры очень похожи на театральные постановки, в которых отображаются различные события из жизни. В зависимости от фантазии ребенка в сюжет могут быть вплетены выдуманные герои и истории. Играя в «дочки -матери», «больницу» или другую ролевую игру, ребенок не только развивает воображение и примеряет на себя различные роли взрослого, но и учится взаимодействовать с другими детьми, понимать, что происходит во взрослом мире, изучает модели и правила поведения.
Свободные игры
В такой игре полная свобода воли и фантазии. Никаких ограничений, правил и планирования. Здесь важен не результат, а сам процесс. Ребенок сам выбирает, что ему делать, как себя вести, что говорить, а также когда начать игру и когда закончить. Некоторые родители против свободной игры, предпочитая ей различного рода «развивашки». На самом деле такие игры помогают ребенку адаптироваться к среде, развивают навыки общения, творческие способности. Проигрывание различных ситуаций позволяют понарошку прожить проблему и найти для нее решение, что приучает ребенка к самостоятельности. Кроме того, игра помогает ребенку разгрузить его психику, вылить ненужные эмоции и чувства (кстати, можно в этот момент понаблюдать за ним, ведь в том, как ведет себя ребенок во время игры, прячется очень много ответов).
Нужно ли вмешиваться в игру взрослым? Если ребенок вас не просил участвовать в игре и вы видите, что соблюдены условия безопасности, то лучше остаться в стороне - не контролировать, не давать советов. Если ребенок пригласил вас побыть в какой-то роли, то обязательно включитесь в этот процесс, но при этом главную роль оставьте ребенку. Он должен понимать, что вы ему доверяете.
Ссылка на видео: https://youtu.be/Lv-2Y-lX-FM
Поиграй со мной!
Некоторые родители отказывают ребенку в просьбе поиграть с ним по причине большой занятости или отсутствии энтузиазма, ведь нужно постоянно включать свою фантазию, чтобы придумывать различные ситуации. Многие из них предлагают альтернативные варианты - планшет или телевизор. Отсутствие поддержки в игре в будущем может помешать созданию доверительных отношений с ребенком и вызвать бунтарское поведение в подростковом возрасте. Играйте со своим чадом, ведь игр много не бывает.
Игра для ребенка - это удивительный процесс, другая реальность, где нет никаких ограничений. Где стираются временные рамки, где можно быть кем угодно: супергероем, парикмахером или Мисс Вселенной. Игра занимает важное место не только в жизни человека, но и животных. В игровой форме мама учит своих детенышей охотиться, чтобы в будущем они смогли приспособиться к различным условиям окружающей среды и выжить. Кошки, собаки даже во взрослом возрасте не перестают играть и с удовольствием включаются в игровой процесс. Игра окружает нас повсюду. Для чего она нужна? Почему ребенку так важно играть? Когда взрослые должны вмешиваться в игру, а когда нет?
Для чего нужна игра
Для взрослых игры могут показаться скучными, однообразными, а иногда даже бесполезными. А зря. Игра несет в себе очень много смыслов. Играя, ребенок учиться жить, взаимодействовать, выбирать, принимать решения, выражать эмоции, брать ответственность, справляться с опасностями, обретать социальные навыки, расширять кругозор и пределы возможностей. Это некая тренировка перед взрослой жизнью. И то, как он ее прошел, зависит его будущее. Игра - это не пустая трата времени. Это особая реальность, которую малыш создает самостоятельно в пределах своих мечтаний. Порой она похожа на сказку, но именно таким образом ребенок познает мир.
С чего все начинается
Первые элементы игры начинаются с младенческого возраста. Сначала ребенок пытается повторить улыбку взрослого, хотя для него это нелегкая задача. Затем первое «агу», которое малыш повторяет за взрослым. Способы общения постепенно усложняются, появляется игра в «ладушки», «сорока-белобока». К 6-8 месяцам, когда ребенок начинает осознавать собственное существование, становится особенно интересна игра в «ку-ку». Через эту игру малыш познает окружающий мир, учится воспринимать отсутствие мамы, преодолевает страх расставания с ней. Он понимает, что если мама на какое-то время «исчезла», то она обязательно «вернется».
Для чего нужна любимая игрушка
У многих детей есть игрушка, с которой они не хотят расставаться. Обычно «близкий друг» появляется на втором году жизни. Ребенок проводит с ним большую часть времени, и это нормально. С помощью любимой игрушки малыш компенсирует разлуку с мамой и постепенно научается самостоятельности. Он может в любой момент обнять своего любимца, потрогать, почувствовать его тепло. Очень часто игрушка участвует в ритуалах ко сну, к примеру, ребенок может уложить игрушку спать или послушать вместе с ней сказку. Кроме того, игрушка помогает легче перенести травмирующие события в семье: развод родителей, переезд, появление нового члена семьи и т.д.
Предметные игры
Примерно до 3 лет ребенок играет в предметные игры: сначала это кубики, крупные пазлы, пирамидки. Чуть позже - игрушечные предметы домашнего обихода или определенной профессии: детские кухонные принадлежности, набор доктора или парикмахера. Взаимодействуя с этими предметами, малыш не только изучает их свойства (цвет, форма, твердость-мягкость), но и определяет смысл действия (пирамидку нужно собирать, машинку - катать, молоточком - бить и т.д). В игре с предметами ребенок может повторять какие-либо действия, которые он увидел, наблюдая за взрослыми, может наряжаться, готовить, убирать, как мама, или говорить по телефону, как папа. Малыш как бы копирует настоящую жизнь, учится приспосабливаться к различным ситуациям, примеряет на себя различные роли в семье и в жизни. Взрослые должны поддерживать старания ребенка. На начальном этапе, как только он взял в руки кубики или пирамидку, родители могут озвучивать его действия или предметы, хвалить малыша. Это способствует развитию речи и пополнению детского словарного запаса.
Сюжетно-ролевые игры
Когда словарный запас пополнился, появляются сюжетно-ролевые игры. Ребенок моделирует различные ситуации и роли, при этом может играть самостоятельно, выбрав несколько игрушек для разыгрывания сюжета. Однако ему по-прежнему интересна включенность взрослых или других детей, поэтому иногда малыш может просить родителей побыть в той или иной роли. Такие игры очень похожи на театральные постановки, в которых отображаются различные события из жизни. В зависимости от фантазии ребенка в сюжет могут быть вплетены выдуманные герои и истории. Играя в «дочки -матери», «больницу» или другую ролевую игру, ребенок не только развивает воображение и примеряет на себя различные роли взрослого, но и учится взаимодействовать с другими детьми, понимать, что происходит во взрослом мире, изучает модели и правила поведения.
Свободные игры
В такой игре полная свобода воли и фантазии. Никаких ограничений, правил и планирования. Здесь важен не результат, а сам процесс. Ребенок сам выбирает, что ему делать, как себя вести, что говорить, а также когда начать игру и когда закончить. Некоторые родители против свободной игры, предпочитая ей различного рода «развивашки». На самом деле такие игры помогают ребенку адаптироваться к среде, развивают навыки общения, творческие способности. Проигрывание различных ситуаций позволяют понарошку прожить проблему и найти для нее решение, что приучает ребенка к самостоятельности. Кроме того, игра помогает ребенку разгрузить его психику, вылить ненужные эмоции и чувства (кстати, можно в этот момент понаблюдать за ним, ведь в том, как ведет себя ребенок во время игры, прячется очень много ответов).
Нужно ли вмешиваться в игру взрослым? Если ребенок вас не просил участвовать в игре и вы видите, что соблюдены условия безопасности, то лучше остаться в стороне - не контролировать, не давать советов. Если ребенок пригласил вас побыть в какой-то роли, то обязательно включитесь в этот процесс, но при этом главную роль оставьте ребенку. Он должен понимать, что вы ему доверяете.
Ссылка на видео: https://youtu.be/Lv-2Y-lX-FM
Поиграй со мной!
Некоторые родители отказывают ребенку в просьбе поиграть с ним по причине большой занятости или отсутствии энтузиазма, ведь нужно постоянно включать свою фантазию, чтобы придумывать различные ситуации. Многие из них предлагают альтернативные варианты - планшет или телевизор. Отсутствие поддержки в игре в будущем может помешать созданию доверительных отношений с ребенком и вызвать бунтарское поведение в подростковом возрасте. Играйте со своим чадом, ведь игр много не бывает.