Карта развития ребёнка

Мир теперь виден на двух ногах. Маленький человек уже более самостоятелен, а скорость познания и развития у него - максимальная. Как же новая двигательная активность способствует развитию познавательных способностей?

Как ведет себя малыш

Капризность из-за несоответствия "хочу" и "могу", непослушание как стремление к большей свободе, страхи

Вместе с прямохождением у малыша появляется автономность, которая и восхищает, и пугает его одновременно. В этот период внимание близких ему особенно важно: я убегу, но свой взрослый все равно рядом, а значит и мир по-прежнему безопасный. “Непослушным” ребенок становится, если его потребности в познании не удовлетворяются — важно разрешать ему проявлять самостоятельность.
Ходьба создает у ребенка ложное ощущение всемогущества, которое часто оборачивается расстройствами. Капризничает малыш не в вашу сторону, он так знакомится с собственными границами.

Приостановить развитие малыша может какое-то сильное потрясение или страх. Любое подобное ощущение может блокировать психические процессы (мышление и память, внимание). В этом возрасте главный детский страх – потеря мамы и маминой любви.

Одновременно ребенок начинает осознавать, что желания родителей не всегда совпадают с его собственными желаниями. Поэтому он часто вступает в конфликт, отстаивая свои права и требования.

Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Ребенок сначала воспроизводит знакомые свойства и явления, затем развивается подражательная игра и появляется сюжет из нескольких связанных действий.

При некотором руководстве взрослых ребенок проявляет интерес к действиям других детей, эмоционально общается с ними.

Как вести себя родителю

Знакомим с границами и развиваем любознательность

Ранние переживания со значимыми взрослыми постепенно образуют систему мыслей, воспоминаний, убеждений, ожиданий, эмоций и поведения по отношению к себе и другим. Эта система называется «внутренней рабочей моделью социальных взаимодействий» и продолжает развиваться со временем и опытом.

Год от рождения — это и кризис, и скачок в развитии. Ребенку необходимо задавать правила и ориентиры, рассказывать про хорошо и плохо, можно и нельзя. В спокойной и понятной среде естественным образом включается любознательность как тяга к новому.

Полезно направлять ребенка в игре: показывать более сложные манипуляции с предметами и стимулировать больше самостоятельных действий. Второй год жизни также является важным этапом для формирования различных бытовых навыков.

Богатое языковое окружение ребенка стимулирует его речевое развитие, расширяет словарный запас и формирует культуру общения. Обедненная речевая среда затормаживает речевое развитие.

Отлучение от груди или выход мамы на работу могут быть восприняты малышом как резкое проявление нелюбви к нему. Важно оставаться спокойным и максимально “напитывать” ребенка привязанностью: тактильным и эмоциональным контактами.

Как развивается мозг

Двигательная активность способствует развитию познавательных способностей

Важнейшее достижение крохи к этому возрасту – самостоятельная ходьба. Освободившиеся руки позволяют больше экспериментировать с окружающими предметами, совершенствуется координация движений.

Развитие мышления в этом возрасте носит наглядно-действенный характер. Во время манипулирования с предметами, изучения их свойств происходит переход к понятийному, речевому мышлению. Выполняем различные действия, обозначаем их словами, и в момент соотношения одного с другим формируются мыслительные процессы.

Развивается память ребенка. Он уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях на основе какой-либо наглядной ситуации.

В возрасте 1–2 лет ребенок понимает речь взрослых, рассказ о прошлом. Он может выполнить поручение из 2–3 последовательных действий, знает названия частей тела, лица. У малыша очень активно растет словарный запас.

Интересные факты

Большинство годовалых детей одинаково успешно пользуются и левой, и правой рукой. Обычно только к 2-3 годам происходит выбор ведущей, и 90% детей выбирают правую руку.

В возрасте 1 года, как правило, малыш понимает значение около 70 слов, но самостоятельно может выговорить лишь несколько из них. В 18 месяцев начинается бурное развитие разговорного словарного запаса ребенка, когда новые слова с удивительной скоростью появляются в речи ребенка – примерно одно новое слово в два часа бодрствования.

Лишение опыта социальных контактов в первые два-три года жизни приводят к тяжелому недоразвитию, изменению этих областей коры мозга.